Текущий контроль успеваемости обучающихся (далее - текущий контроль) представляет собой совокупность мероприятий, включающих планирование текущего контроля по отдельным учебным предметам (курсам) учебного плана основной общеобразовательной программы, разработку содержания и методики проведения отдельных контрольных работ, проверку (оценку) хода и результатов выполнения обучающимися указанных контрольных работ, а также документальное оформление результатов проверки (оценки), осуществляемых в целях:
- оценки индивидуальных образовательных достижений, обучающихся и динамики их роста в течение учебного года;
- выявления индивидуально значимых и иных факторов (обстоятельств), способствующих или препятствующих достижению обучающимися планируемых образовательных результатов освоения соответствующей основной образовательной программы;
- изучения и оценки эффективности методов, форм и средств обучения, используемых в образовательном процессе;
- принятия организационно-педагогических и иных решений по совершенствованию образовательного процесса в школе.
Предметом текущего контроля является способность обучающихся решать учебные задачи с использованием средств, соответствующих содержанию учебных предметов.
Под средствами, соответствующими содержанию учебного предмета, понимаются:
- система предметных знаний, включающая опорные знания (ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы), усвоение которых принципиально необходимо для успешного обучения, и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорные знания, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения других учебных предметов;
- действия с предметным содержанием (предметные действия), предполагающие использование адекватных знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировку и классификацию объектов; анализ, синтез и обобщение учебного материала; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации.
Текущий контроль осуществляется в следующих формах:
-проведение разных видов контрольных работ с выставлением, обучающимся индивидуальных текущих отметок по результатам выполнения данных работ;
- выведение четвертных (в 10-11-х классах - полугодовых) отметок успеваемости обучающихся путём обобщения текущих отметок успеваемости, выставленных обучающимся в течение соответствующей учебной четверти (учебного полугодия).
В зависимости от особенности предмета оценки, представления её результатов рабочие программы могут предусматривать устные, письменные и практические контрольные работы.
К устным контрольным работам относятся:
- выступления с докладами (сообщениями) по определенной учителем или самостоятельно выбранной теме;
- выразительное чтение (в том числе наизусть) или пересказ текстов;
- произнесение самостоятельно сочиненных речей, решение математических и иных задач в уме;
- комментирование (анализ) ситуаций;
- разыгрывание сцен (диалогов) с другими участниками образовательного процесса;
- исполнение вокальных произведений;
- другие контрольные работы, выполняемые устно.
К письменным контрольным работам относятся:
- диктанты; изложение художественных и иных текстов;
- подготовка рецензий (отзывов, аннотаций);
- конспектирование (реферирование) научных текстов;
- сочинение собственных литературных произведений;
- решение математических и иных задач с записью решения;
- создание и редактирование электронных документов (материалов);
- создание графических схем (диаграмм, таблиц и т.д.);
- изготовление чертежей;
- производство вычислений, расчетов (в том числе с использованием электронно- вычислительной техники);
- выполнение стандартизированных тестов (в том числе компьютерных);
- комплексные итоговые контрольные работы;
- другие контрольные работы, результаты которых представляются в письменном (наглядном) виде.
К практическим контрольным работам относятся:
- проведение научных наблюдений;
- постановка лабораторных опытов (экспериментов);
- изготовление макетов (действующих моделей и т.д.);
- выполнение контрольных упражнений, нормативов по физической культуре (виду спорта);
- выполнение учебно-исследовательской работы с подготовкой письменного отчета (реферата) о ходе и результатах этой работы;
- производство работ с использованием ручного инструмента, машиностаночного и иного технологического оборудования;
- выполнение итогового проекта (/группового, индивидуального).
Контрольные работы проводятся после изучения большой темы, форму определяет учитель.